На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Великая Евразия

43 подписчика

Свежие комментарии

  • Ливень
    да уж Клёпа неоднозначная фигура))))Царица Клеопатра....
  • Сергей Русеев
    Ну и к чему этот многословный комментарий?7 малоизвестных ф...

Тайны древнего мира — 2

«Анализ почвы, инвентаря и скелетов был ключом к нашему пониманию археологии и миграции народов, а также их повседневной жизни. Но в господствующей истории мы склонны придерживаться документов». Кейт Уильямс.

Продолжение темы, начало читайте в статье Тайны древнего мира.

Разгадана страшная смерть кричащей мумии

В 1935 году в долине Луксор среди родовых погребений придворного архитектора Сенмута (период Нового царства — XVI-XIII века до н. э.) археологи наткнулись на простой деревянный саркофаг. Вскрыв его, изумлённые учёные обнаружили мумию женщины с перекошенным в крике лицом, вернее тем, что от него осталось. И сразу возникли вопросы: что же случилось и почему у мумии такая жуткая мимика? Казалось, боль и страдание навсегда застыли в гримасе с перекошенным ртом и пустыми глазницами.

Естественно, поначалу грешили на некачественное бальзамирование и даже придумали к тому основание. Дело в том, что архитектор, похоже, чем-то прогневил фараона Тутмоса II. На эту тему выдвигались разные версии, в том числе связанные с интрижкой Сенмута с царственной женой правителя Египта Хатшепсут. Точно выяснить по понятным причинам не удалось, но факт остаётся фактом: в какой-то момент имя прославленного зодчего пропадает из официальных хроник царства.

Кроме всего прочего, при обследовании «кричащей» мумии выяснилось, что у неё не удалены внутренние органы, а это вопиющее нарушение правил бальзамирования! Да ещё и ноги скрещены, что тоже является злостным нарушением канонов захоронений, за которыми в Египте следили особенно тщательно. Казалось бы, вот они — подтверждения пренебрежительного отношения к члену семьи архитектора, значит, версия его немилости верна. Но нет.

Настоящая правда о смерти неизвестной родственницы Сенмута оказалась страшнее любой из версий о заговоре или вредительстве. Группа египетских учёных под руководством профессора радиологии Салима из Каирского университета решила разгадать тайну. Используя современные методики, они выяснили, что вопреки первоначальным догадкам, технология бальзамирования не нарушена. Напротив, процедура проведена с использованием редких и жутко дорогих для того времени компонентов.

Это открытие само по себе стало новостью. Оказывается, сохранение внутренних органов ещё не маркер плохого качества процедуры. Виртуальное обследование органов не выявило сколько-нибудь серьёзных заболеваний, кроме лёгкого артрита. Зато исследование челюсти навело учёных на разгадку тайны почти столетней давности. Несколько зубов женщина потеряла при жизни, возможно, в результате визита к неумелому дантисту древности, а некоторые были выдернуты (некоторые наполовину) непосредственно перед смертью.

Тут на дотошных исследователей снизошло озарение, и они сложили вместе все известные им факты. Учёные предположили, что несчастную убил последний визит к стоматологу. Непосредственной причиной смерти мог стать шок или сердечный приступ, вызвавший мышечный спазм и окоченение в определённой позе, исправить которую уже невозможно.

Известно ещё пара случаев обнаружения подобных неканонического вида мумий, причиной чего учёные предполагают обнаружение умерших через несколько часов после кончины, когда исправить позу и разогнуть конечности уже нельзя. Приходилось бальзамировать как есть. Таким образом, загадку «кричащей» мумии можно считать разгаданной: она умерла от болевого шока или сердечного приступа, им вызванного, в результате похода к зубному врачу.

Жутко себе даже представить, как лечили зубы в Древнем Египте, ведь женщина умерла, крича от агонии или боли. А ведь именно здесь, по мнению учёных, зародилась стоматология… Больше о Древнем Египте читайте в серии публикаций: «Царица Клеопатра. Коктейль из похоти и интеллекта» / «Легенды Египта. Песчаный зодчий» / «Легенды Египта. На что наложил лапу Сфинкс?» «Легенды Египта. Удивительная избирательность заклятий» / «Легенды Египта. Неземные артефакты Тутанхамона» / «Легенды Египта. Родина богов».

Это степь дала грекам двуликого бога!

Судя по находкам археологов, образ двуликого бога Януса мог прийти в Рим из евразийских степей вместе с его почитателями — представителями Ямной культуры. Я писал об этой миграции в статье «Генетики выяснили происхождение этрусков. Сенсация, не ставшая новостью» и получил множество гневных откликов узко-диванных специалистов, знающих всё на свете, в том числе лучше генетиков и археологов.

И вот, пожалуйста, новый повод поорать в комментах: археологи, ведущие раскопки в Омской области, нашли подтверждение своим ранним догадкам о преемственности римской традиции двуликого божества от сибирских племён. Начать стоит с находок более 300 гранитных стелл при раскопках в Минусинской котловине, отнесённых к Окунёвской культуре. Куски гранита высотой 5-6 метров венчали антропоморфные изображения. У идолов могло быть три глаза, рога или несколько голов, смотрящих в разные стороны.

Подивившись необычным изображениям и вдоволь порассуждав, историки не стали делать поспешных выводов. Хотя подумать было о чём, к примеру, о найденном на реке Ир Омской области каменном жезле с причудливым навершием — двумя разнонаправленными лицами. После длительных споров решили, что его предназначение связано с переходом человека в обитель духов.

Подобные предметы находили и в Северном Китае (бронзовую рукоятку с похожим двуликим персонажем), и в северо-восточной части Евразии (на головке древка из моржового клыка две разнонаправленные головы). Новые находки в Омской области представляют из себя пару копий с изображением на каждом двух личин, направленных в разные стороны. Сложив наконец один плюс один и набравшись смелости, наши учёные высказали осторожное предположение об очевидном: лик Януса пришёл в Рим из Сибири.

Датируются копья XVII веком до н. э., и в них прослеживаются следы сразу двух культур: сейминско-турбинской культурной традиции и окунёвской культуры. «Становится очевидным, что на юге Западной Сибири, как и по всей Евразии, сформировалась идея янусовидного божества, которое мы знаем благодаря античной традиции», — утверждает профессор НГПУ А. Бородовский. Какую же роль римляне отводили своему двуликому богу?

На раннем этапе его чествовали как творца, но впоследствии это амплуа Янус переуступил Юпитеру и заделался покровителем всех начинаний, хранителем дверей, входов и выходов. Его часто изображали с ключами и посохом в руках — главными атрибутами сторожа в древности. И в этом качестве он повторял функции многочисленных ранних восточных божеств. Вообще, надо признать, что изображение богов с множеством ликов — довольно распространённая практика в древности.

К примеру, славянский Триглав — Святовит, анатолийская и фракийская богиня Геката, индийские боги различных эпох и так далее. Очевидно, что многое из того, что нас приучили приписывать древней Греции или Риму, не является таковым, и процессы, приведшие к появлению многих проявлений их мировоззрения, приводят к истокам их предков, пришедших на Аппенины с востока. В этих находках также находятся и ответы на предостережения некоторых псевдопатриотов, страдающих историческим мазохизмом.

Что научно доказано, надо не замалчивать и скрывать, а обсуждать. Ведь именно всестороннее обсуждение может в конечном итоге привести к истине. Нас же, к сожалению, долгое время приучали к вторичности нашей культуры и цивилизации, рассказывали чужие мифы и легенды, откровенно глумясь над собственным богатейшим фольклорным наследием. И сейчас некоторые деятели всё ещё призывают признать старшинство западного мира, согнуться в почтении и припасть к источнику мудрости.

Но жизнь показывает совершенно иное и нам ещё предстоит переоценить влияние востока на запад. А там, глядишь и первичность пересмотрим.

Время, когда люди вернулись к каменным топорам

Археологи осторожно предполагают, что 12000 лет назад на Земле была достаточно развитая цивилизация, которая по причине случившейся катастрофы погибла, вернув тем самым человеческий вид к каменным орудиям и примитивному способу жизни. Такую революционную гипотезу они выдвинули, продвинувшись в исследовании руин знаменитого Гебекли-Тепе в Турции. Я уже писал пост об этом археологическом памятнике «Где берёт начало мужской мир?», теперь дополняю материал.

Вначале учёные не осознали, к какому чуду они прикоснулись, приняв комплекс за рядовой византийский храм, но, углубившись в исследования, они решительно изменили свои представления о памятнике, а заодно и обо всей древнейшей истории человеческой истории. До сенсационных находок весь научный мир пребывал в уверенности, что первый упорядоченный в архитектурном плане комплекс — это 5000-летний Стоунхендж, а геометрическая симметрия впервые была применена в египетских пирамидах.

Чтобы не казаться всему научному миру мракобесами и альтернативщиками, учёные скромно предположили, что подобное чудо творилось трудом и знаниями десятков поколений в течение 2000 лет. Но и эта осторожная гипотеза рухнула. Сегодня считается, что комплекс был построен в течение жизни одного поколения. Другими словами, строители уже обладали всеми удивительными для той глубины времён знаниями!

И всё же около 10000 лет назад ритуальный комплекс разом опустел. А позже его аккуратно заложили камнями и засыпали землей. Резкий упадок решительно требовал объяснения, как и утрата замечательных знаний потомками строителей комплекса. Следует ещё раз отметить, что сложный архитектурный ансамбль был не разрушен, а заботливо укрыт от разом поглупевших потомков.

Можно предположить, что последние носители памяти о развитых предках не питали никаких иллюзий относительно умственной деградации новых поколений. В 2017 году группа археологов из Эдинбургского университета обнаружила среди развалин «Камень грифона» — плиту, на которой рядом с обезглавленным телом человека изображены стервятник и скорпион. Вездесущий ИИ сообразил, что перед нами фрагмент звёздного неба, на котором запечатлена катастрофа.

Подтверждением догадки машинного разума могла служить обнаруженная резьба — где вереницы V-образных символов чередуются с фигурами животных. Учёные немедленно опознали в символах дни летнего солнцестояния. И взору поражённых археологов предстал древнейший известный миру лунно-солнечный календарь. А не так давно был найден столб с изображением нечто похожего на метеоритный дождь.

Совместив изображения животных (созвездий) и фаз Луны, учёные пришли к выводу, что астрономическое явление длилось 27 дней. Примерно в 10 950 году до н. э. случилось падение массивного метеорита (возможно, не одного) и вызвало глобальное похолодание в течение 2000 лет. Это ожидаемо привело к вымиранию многих видов флоры и фауны, а также деградации человеческой популяции.

На место храмового комплекса пришли хорошо известные нам по картинкам люди с толстыми надбровными дугами, массивными челюстями и одухотворёнными лицами. Они к тому времени заново изобрели (или скопировали у обезьян) каменные топоры и другие полезные орудия труда и войны. На наше счастье в храмово-астрономическом комплексе древних ещё остались хранители, которые приручили потомков и заботливо укрыли строения от диких глаз.

Возможно, этим зигзагом эволюции можно объяснить и несоответствия древнейших находок первых людей, так поражающие учёных и не находящие внятного объяснения в теории постепенного и поступательного развития нашего вида. Во всяком случае, все открытия ещё впереди, ведь раскопано и изучено всего 5% Гебекли-Тепе.

Могила древней колдуньи и храм бога Митры — новые находки в Турции

Снова археологи радуют нас новостями из Турции. На юго-востоке страны под глинобитным полом в одном из зданий было найдено странное захоронение. Удивительно не то, что могила оказалась под полом жилого дома — такой обычай практиковался и в более поздние времена в Европе, а то, что захоронение было запечатано известняковой плитой.

Вскрытие погребения показало, что этому некрополю около 12000 лет, а захоронена в нём женщина 25–30 лет, скончавшаяся по естественным причинам. Если бы учёные по наличию плиты не заподозрили некий магический ритуал, то их наверняка натолкнуло бы на подобную версию обилие костей животных. Вместе с останками женщины нашли череп тура, крылья куропатки, ноги куницы и кости коз или овец. При этом череп тура был помещен на теле женщины, но его челюсть была отделена и уложена у её ног. Другие кости животных были разбросаны по всей могильной яме.

Тут уж исследователи дали волю фантазии и смекнули: похороненная женщина была своего рода колдуном или шаманом. Историки знают о находках подобного рода, об одной из них я писал в посте «Тысячелетняя пещера колдунов мулла-муллунг», рекомендую также прочесть пост «Дольмены — вместилища душ умерших предков». Но это ещё не все новости о последователях древних тайных культов с территории современной Турции!

Археологи раскрыли некоторые подробности раскопок в древнем византийском замке Зерзеван, который окутан мистическими легендами. Что интересно, он находится в той же провинции Диярбакыр на юго-востоке Турции, что и могила древней колдуньи. Раскопки в замке проводятся с 2014 года, а через три года совершенно случайно (как часто бывает в археологии) там был обнаружен заваленный огромными валунами вход в подземелье.

Волнуясь от предвкушения сенсационных открытий, учёные спустя некоторое время проникли в скрытое помещение и оказались в подземном ритуальном комплексе. Это были остатки 1900-летнего храма, внутри которого исследователи зафиксировали следы свершения тайных ритуалов. Со временем выяснилось, что это было святилище бога Митры, который пользовался огромной популярностью в Римской империи, особенно среди легионеров.

Здесь стоит отметить тот факт, что хотя Митра считался богом Солнца, а также символом света и жизни, войны, справедливости и веры, храмы его строились под землёй. Изначально этот культ принадлежал арийским и ираноязычным племенам, был перенят зороастрийцами и эллинами. По преданиям, именно Зороастр впервые посвятил Митре пещеру с находившимися внутри символами космических стихий и сторон света.

Культ Митры в Римской империи конкурировал с христианством и был очень популярен во II и III веках нашей эры. Особенно много его приверженцев было в провинциях империи среди легионеров. Возможно, этот культ привлекал тем, что провозглашал равенство среди посвящённых в него и сулил блаженную жизнь после смерти. Вместе с тем это было суровое божество, приносящее победу, но требовавшее от адептов истязаний и испытаний через огонь при инициации.

В подземных святилищах Митры часто проводились жертвоприношения, гадания и другие мистические обряды, что только добавляло популярности адептам культа. Вот такое место совершения обрядов и таинств воинов древнего Рима и было найдено в турецкой провинции. Раскопки на территории современной Турции лишь набирают темп и масштабы, что, безусловно, сулит нам ещё много интересных открытий.

Алтарь крестоносцев и амулет первых христиан — новые находки археологов

Если хочешь что-то спрятать, положи на самое видное место, слышали такую поговорку? Она родилась не на пустом месте, и сегодня я расскажу вам случай, как нельзя лучше подтверждающий древнее изречение. Речь пойдёт об одном из интереснейших артефактов времён крестовых походов на Ближний Восток — алтарь, освящённый в 1149 году римским Папой для Храма Гроба Господня в Иерусалиме.

Паломники с XVI по XVIII века восхищались великолепным мраморным алтарём, который, по преданиям, заказал сам Папа римский лучшим средневековым мастерам. «Алтарь украшен уникальной техникой изготовления мраморных украшений, известной как «косматеско», которой владели исключительно мастера гильдии папского Рима, — сообщают исследователи. — Эта техника отличалась тем, что с её помощью мастера могли украшать большие площади небольшими порциями драгоценного мрамора, который в средневековом Риме в основном соскабливали с древних зданий».

Другими словами, это была мраморная мозаика на каменной основе. Мастера подбирали осколки и крошку, с потрясающей точностью прикрепляя их к камню, создавая уникальной красоты узоры и орнаменты. Великолепию пришёл конец во время пожара в романской части Храма в 1808 году, когда многие реликвии были утрачены. С тех пор алтарь никто не видел, и он считался потерянным для потомков. По правде говоря, то, что его никто не видел, — сильное преувеличение. Оказалось, что он буквально мешался под ногами посетителей!

Недавно вдруг выяснилось, что всё это время, почти два столетия, артефакт крестоносцев простоял в одном из внутренних коридоров Храма. Каменная плита, скромно прислонённая к стене из-за своей неподъёмной тяжести, стояла на одном и том же месте веками, совершенно не привлекая внимание научной общественности. Единственными, кто обращал внимание на белую плиту, были не в меру активные туристы и паломники, исписавшие её тыльную сторону своими граффити.

Неизвестно, кому и зачем пришла в голову идея заглянуть на другую сторону камня, но результат оказался сенсационным. Средневековый алтарь крестоносцев вновь был обретён для науки и общественности. Получается, иногда для совершения важного археологического открытия не нужно даже производить раскопки, достаточно просто внимательно осмотреться по сторонам. Хотя этот случай всё-таки исключение из правил, и открытия обычно буквально выкапывают из-под земли.

Как, например, серебряный амулет первых веков христианства, найденный в Болгарии. «Амулет представляет собой небольшой серебряный лист, который датируется II — III веками н. э., — сообщают исследователи. — Он был обнаружен в некрополе, связанном с римской колонией Деультум». Сам город был основан в VII веке до н. э. и расположен на пересечении торговых путей из Греции во Фракию. Амулет найден свёрнутым в трубочку в захоронении. С помощью специального оборудования учёные смогли разглядеть содержащуюся на нём надпись.

На листе был обнаружен знак креста и греческие письмена. Во времена гонений на христиан приверженцы Иисуса часто делали шифрованные, понятные только адептам изображения. Христиане зачастую использовали безобидные символы, такие как птицы или рыбы, или завуалированные выражения, такие как «Бог», которые не вызывали подозрений. На болгарском амулете упоминаются архангелы Михаил и Гавриил, а также содержится слово «Хранитель», которое по смыслу должно означать «Христос».

Это редчайший предмет с одним из самых древних упоминаний имени Христа, который знает современная наука. Ранние христиане часто скрывали свою веру, опасаясь преследования властей, вероятно, по этой причине текст амулета был иносказательным, а сам лист металла свёрнут в трубочку, скрывая упоминание Бога от чужих глаз. Мир археологии полон удивительных открытий, о некоторых я расскажу вам в следующих постах…

Копирование только с указанием имени автора и активной ссылкой на сайт — первоисточник: Великая Евразия.

Каталог публикаций канала: Добро пожаловать или посторонним В.

Главные новости политики в моём сообществе ВКонтакте — Великая Евразия. Присоединяйтесь.

Рекомендую: в издательстве КТК «Галактика» вышла моя новая книга о скифах «Скифы — белые кочевники Евразии» .

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх