На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Великая Евразия

44 подписчика

Свежие комментарии

  • Сергей Русеев
    Ну и к чему этот многословный комментарий?7 малоизвестных ф...
  • vovan
    Народ- стадо...7 малоизвестных ф...
  • Александр Макеев
    Ну и к чему вся эта многословная статья? Фанатизмы веры в сказки-мифы волшебного содержания всегда были. Проповедовал...7 малоизвестных ф...

Варяги и русь

Вряд ли вы сможете найти более запутанную тему в мировой истории, чем происхождение народа русского роду-племени. Я намеренно написал так, как обыкновенно писали в летописях и былинах. Нетрудно увидеть в таком написании указание на этническую принадлежность героев летописей или народного эпоса. А если так, то где находятся родовые истоки русов? Заранее оговорюсь: какие бы версии мы не выдвигали, обсуждали, разбирали, все они так и останутся всего лишь версиями, равнозначными по отношению к неизвестной нам истине.

Есть и положительная новость: из разнообразия теорий можно выделить суть — то что является главным определяющим фактором, как в глубокой древности, так и сейчас. Но об этом чуть позже… Продолжение темы, начало читайте в статье Какая Русь самая правильная? Материал подготовлен по книге Константина Пензева «Хан Рюрик. Начальная история Руси».

Верхняя и Нижняя Скифии — утраченная связь

после боя

Чтобы перейти к подробному разбору местоположения русов, их истоков, нам следует сделать небольшое, но очень важное историческое отступление. Несколько неожиданным образом, оно будет связано со скандинавами, вернее с Одином. Не будет преувеличением написать, что происхождение «отца скандинавов» давно понятно. Балтийское море в середине XI века (по Адаму Бременскому) называлось ещё и Скифским. А область примыкающая к Балтийскому морю, называлась Скифией. Если Причерноморье, со слов «Саксонского анналиста», – это Нижняя Скифия, то прибалтийский регион, соответственно, Скифия Верхняя.

«Если читатель хочет получить более подробные сведения о приходе Одина к скандинавам, то рекомендую ему обратиться к прологу «Младшей Эдды», откуда можно почерпнуть следующие сведения: «Одину и жене его было пророчество, и оно открыло ему, что его имя превознесут в северной части света и будут чтить превыше имен всех конунгов. Поэтому он вознамерился отправиться в путь, оставив Страну Турков (Северное Приазовье — прим. автора)… И они не останавливались, пока не пришли на север, в страну, что зовётся Страною Саксов. Там Один остался надолго, подчинив себе всю страну…

Потом Один пустился в путь на север и достиг страны, которая называлась Рейдготланд (Ютландия — прим. автора). И завладел в этой стране всем, чем хотел. Он поставил правителем той страны своего сына по имени Скьельд. Сына Скьельда звали Фридлейв. Оттуда происходит род, что зовётся Скьельдунгами (это род датских конунгов, из которого происходит Рорик Ютландский, часто и достаточно обоснованно отождествляемый с Рюриком. — К. Пензев)...

Потом Один отправился ещё дальше на север, в страну, что зовётся теперь Швецией. Имя тамошнего Конунга было Гюльви. И когда он узнал, что едут из Азии эти люди, которых называли асами, он вышел им навстречу и сказал, что Один может властвовать в его государстве, как только пожелает… После того он поехал на север, пока не преградило пути им море, окружавшее, как им казалось, все земли.

Он поставил там своего сына править государством, что зовется теперь Норвегией. Сына же звали Сэминг, и от него ведут свой род норвежские конунги, а также и ярлы и другие правители, как о том рассказано в перечне Халейгов… Асы взяли себе в той земле жён, а некоторые женили и своих сыновей, и настолько умножилось их потомство, что они расселились по всей Стране Саксов, а оттуда и по всей северной части света, так что язык этих людей из Азии стал языком всех тех стран…»

Самое любопытное в «Саге об Инглингах» заключается в следующем: «Один ввёл в своей стране те законы, которые были раньше у Асов. Он постановил, что всех умерших надо сжигать на костре вместе с их имуществом. Он сказал, что каждый должен прийти в Вальгаллу с тем добром, которое было с ним на костре, и пользоваться тем, что он сам закопал в землю. А пепел надо бросать в море или зарывать в землю, а в память о знатных людях надо насыпать курган, а по всем стОящим людям надо ставить надгробный камень (наводит на ассоциацию с половецкими «каменными бабами» — К. Пензев). Этот обычай долго потом держался»».

напутствие в дальний путь

Рекомендую к прочтению по теме мою статью Скандинавские Боги пришли из Азовских степей!

Таким образом, вполне обоснованно можно утверждать, что народы асов и ванов из Северного Причерноморья и Приазовья, внесли достаточно большое возмущение в не славянские страны Центральной и Северной Европы, надолго воцарившись там и утвердив новые правящие династии. Поэтому и называли эти регионы Верхней Скифией. Обращаю ваше внимание на созвучность наименования степного народа ванов и появившихся в регионе Южной Балтики народах вандалов и несколько ранее венедов (венетов). Совпадение?

Рекомендую к прочтению по теме мою статью Как исказили великую историю славян — вандалов.

Что касается асов, то сегодня многие учёные идентифицируют их как сарматов, откуда собственно говоря и идут гордые заявления пшеков о происхождении от сарматских вождей. Не все сарматы ушли из Причерноморья, те что остались влились в состав населения Русского каганата, но не на первых ролях, о чём свидетельствуют положения захоронений на кладбищах того периода. Нужно отдельно отметить, что ушедшие на северо — запад, вряд ли разрывали связи с оставшимися на родине — это было не просто не принято, а порицалось, как самое большое зло.

Давайте будем помнить о великих торговых путях с Востока на Запад, проходивших по рекам Русской равнины и контролировавшимися доминирующим этносом тех мест. О Понтийской металлургической провинции, дававшей ценнейший товар и для Европы, и для Востока. В этих обстоятельствах, трудно заподозрить наших предков в небрежении экономическими интересами своих народов, а значит торговые пути и сама торговля, на всём пространстве расселения родственных племён, была поставлена под контроль.

Для чего необходимы твёрдые связи, династические браки, торговые договора и взаимные гарантии. Это означает, что Южная Балтика была неразрывно связана с Северным Причерноморьем, образуя зоны жизненных интересов, в первую очередь, торговой и военной элиты общества. Что вполне подтверждается археологическими данными миграции населения и элиты Русского каганата, сместившихся после его разгрома на северо — запад, вплоть до Балтики.

Рекомендую к прочтению по теме мою статью Русский каганат.

Борьбой за Волжско — Балтийский торговый путь можно считать и приход варяжской элиты, образовавшей во второй половине IX века первое русское государство — Древнюю Русь. Для таких эпохальных деяний, у варяжских князей должны были быть несколько факторов: военная сила, поддержка местных элит и наличие родового права, могущего обосновать их лидерские притязания. Кто же такие варяги и как они связаны с русами, Русью? Ведь государство то назвали Русь, а не Варягия…

Варяжская проблема

Все наверное помнят, что Нестор писал о варягах: «… И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а ещё иные готландцы, – вот так и эти… И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же – те люди от варяжского рода, а прежде были словене«. Обращу ваше внимание на два нюанса. 1) Интересно, что Нестор считает необходимым пояснить читателям, кто такие были эти варяги, но совершенно не беспокоится за понимание других этнонимов, звучащих в его тексте, в том числе и «русь» — наряду с названиями других народов.

2) Не знаю как вам, но лично мне не совсем понятна логика его утверждения; «… И от тех варягов прозвалась Русская земля…», почему не от «руси», а именно от варягов? Летописец явно желает сделать упор на внимании читателя, повторяя, вдалбливая этноним «варяги». В чём соль? Оказывается, что и новгородцы — «люди от варяжского рода», хотя ранее (когда ранее? насколько ранее?) были словене. Следует ли понимать, что после прихода «новых» варягов — суть, руси, все стали прозываться русью? Если следовать буквально по тексту, то да. Но в других летописях, всё-таки звучит не так.

Большая Советская Энциклопедия утверждает, что варяги — это явление социальное, включающее в себя купцов и наёмников. То же самое писал и Татищев: «... в Библиотеке шведской, ч. I, стр. 53, Страленберг, стр. 193, о чем внятнее в ч. II, н. 45, показано, что варг зовется волк, а образно разбойник…». Похоже по значению на расхожий термин «викинг», но в славянском изложении, не находите? А вот что пишет на эту тему С. Герберштейн:

«…Однако с Любеком и Голштинским  герцогством граничила когда-то область вандалов со знаменитым городом Вагрия, так что, как полагают, Балтийское море и получило название от этой Вагрии (Wagria); так как и до сегодняшнего дня это море, равно как и залив между Германией и Данией, а также между Швецией, с одной стороны, и Пруссией, Ливонией и приморскими владениями Московии – с другой, сохранили в русском языке название «Варяжское море, т. е. «море варягов», так как, более того, вандалы тогда не только отличались могуществом, но и имели общие с русскими язык, обычаи и веру…» вот вам и вандалы!

С другой стороны, был в Южной Балтике народ с созвучным названием «вагры». Гельмольд сообщал в 1171-ом году о ваграх: «Альденбург – это то же, что на славянском языке Старгард, то есть старый город. Расположенный, как говорят, в земле вагров, в западной части [побережья] Балтийского моря, он является пределом Славии. Этот город, или провинция, был некогда населен храбрейшими мужами, так как, находясь во главе Славии, имел соседями народы данов и саксов, и [всегда] все войны или сам первым начинал или принимал их на себя со стороны других, их начинавших. Говорят, в нём иногда бывали такие князья, которые простирали своё господство на [земли] бодричей, хижан и тех, которые живут ещё дальше».

город — храм Аркона

В византийской хронике известен ряд императорских хрисовулов 60 – 80-х гг. XI в., согласно которым монастыри, дома и поместья освобождались от постоя различных воинских отрядов, а именно: «варанговрос, саракинов, франков» (1060 г.); «росварангов, кульпингов, франков, булгар или саракинов» (1075 г.); «росовварангов, кульпингов, франков, булгар, саракинов» (1079 г.); «росварангов, кульпингов, инглингов, франков, немицев, булгар, саракин, алан, обезов, «бессмертных» и всех остальных, греков и чужеплеменников» (1088 г.).

Известный русский историк Е.И. Классен поясняет: «Дитмар говорит, что у бодричей были особенные вооруженные стражи, наблюдавшие за целостью товара. Известно, что у бодричей товар назывался «вара», охранять «гаичь» или «ветити». Охранитель товара «варагайче» – «вараветниче». У вендов в Лаузице сберегатель товаров назывался «воорагай». По кирилловски «варяю» – значит разъезжаю; «варяг» – разъезжающий. На готском языке эта мысль передается словом «farjan» (фарян). Вот источники, из которых произошли слова: русское варяг и византийское фарган.

Но совсем сюда не относятся византийское слово «варанги» и шведское «баренгер» (Barenger). Под этими названиями должно подразумевать варингов, племя славянское, сидевшее подле бодричей, а также и у Белого моря. Немцы их называли воарами. У этих варингов еще в X веке был князь Мстивой и брат его Мечедрог. Шведы выражали варяга в качестве отражателя словом «Afvariagr», видимо, заимствованным у славян. Славянское племя вагров в Голстинии вовсе не должно смешивать с варягами».

Сюда же можно добавить, что слово «варяг» сохранялось в значении разъезжающего торговца в простонародном русском языке вплоть до XIX века, как о том сообщает Е.И. Классен: «По сие время слово «варятъ» означает в Тамбовской губернии: заниматься развозной торговлей. В Москве «варягами» называют торговцев – ходебщиков. Поговорка же «полно варяжничать» означает «перестань выторговывать».

В этой связи можно предположить, что подобно тому, как викинги могли быть данами, норвегами, шведами или эстами, так и варяги (название военно — торгового сословия у южно — балтийских славян) могли быть русью. В таком случае, становятся более менее понятны уточнения Нестора относительно этнической принадлежности приглашённых князей. Варяги, но из руси. В случае с приглашением на княжение, вопрос родовой принадлежности правителя имеет первостепенную роль. Он должен иметь РОДовое право, относиться к РОДичам, иметь в совей РОДословной пращуров, ведущих РОД от линии богов.

на распутье

Русские князья

Как же попали родовитые князья в военное братство, почему не руководили своим родом — племенем, став наёмниками? Французский путешественник Ксавье Мармье записал в 1840-ом году в Макленбурге, бывшем славянском Великграде, ободритское предание о Рюрике, который после смерти своего отца князя Годлава, потеряв права на княжеский стол (они перешли к его дяде), ушёл с братьями и дружиной на Руян, занявшись морскими военными походами на Запад. Они стали варягами в результате жизненной ситуации. При этом были родовиты, но свободны от обязательств перед сородичами.

Адам Бременский, также сообщает: «Недалеко от области склавов находятся три примечательных острова. Первый из них называется Фембре [Фемари]. Он лежит против страны вагров, так что его, как и Лаланд, можно видеть из Альдинбурга. Другой остров [Рюген] расположен напротив страны вильцов. Его населяет могучее склавское племя ранов  [или рунов]. По закону без учета их мнения не принимается ни одно решение по общественным делам. Их так боятся по той причине, что с этим племенем водят близкую дружбу боги, а вернее, бесы, поклонению которым они преданы более, чем прочие. Оба острова переполнены пиратами и безжалостными разбойниками, которые не щадят никого из проезжающих. Третий остров именуют Семландом, он соседствует с областями руссов и поланов, а населяют его сембы, или пруссы, люди весьма доброжелательные».

Следует добавить, что согласно той же легенды, Рюрик и братья с дружиной, сначала отличились на военном поприще, освободив новгородцев от чьего-то засилья, а уже после этого, показав себя в деле, они были приглашены по сумме всех исходных данных на княжение. Весьма разумно и логично. Здесь остаётся добавить, что князь Гостомысл, пригласивший Рюрика (по причине смерти собственных сыновей), не просто имел ввиду его родство по линии своей дочери, но и сам являлся варягом. Что и было указано Нестором: «новгородцы же – те люди от варяжского рода, а прежде были словене«. Во всяком случае, такой князь южно — балтийских славян известен хронистам.

Существует даже мнение, что легенда о призвании просто напросто переписана с более раннего предания южно — балтийских славян.

Так или иначе, русь известна на Южной Балтике давно. Первое упоминание о ругах живущих на южном берегу Балтики, содержится у Тацита (ок. 58 — ок.117): «Далее, у самого Океана, — ругии и лемовии; отличительная особенность всех этих племен — круглые щиты, короткие мечи и покорность царям». Иордан до 551-го года сообщает: «… даны, вышедшие из того же рода, — они вытеснили герулов с их собственных мест, — пользуются среди всех племен Скандии славой по причине своего исключительного роста. Однако статностью сходны с ними также граннии, аугандзы, евниксы, тэтель, руги, арохи, рании….. Все эти племена, превосходящие германцев как телом, так и духом, сражались всегда со звериной лютостью».

Об острове русов Рюгене, Герард Меркатор в «Космографии» сообщает: «На острове Русция том живали люди идолопоклонники, раны или рутены имянуемые, люты, жестоки к бою, против христиан воевали жестоко, за идолов своих стояли. Те рутены от жестокосердия великого едва познали после всех христианскую веру. Того острова владетели таковы вельможны, сильны, храбрые воины бывали, не токмо против недругов своих отстаивалися крепко, но и около острова многие грады под свою державу подвели… и воевали с датским королем и со иными поморскими! князьями и с Любскою областию воевали много, и всем окрестным государствам грозны и противны были! Язык у них был словенской да вандальской».

В 476-ом году Одоакр (по Иордану — руг, по другим источникам — скирр) во главе войска, состоявшего из ругов, скирров, туркилингов, низверг последнего императора Западной Римской империи. В позднейшей традиции его называют русским князем, герулом с острова Рюген, славянским князем. Потомки его будут править в Штирии, а в XII веке также в Австрийском герцогстве. От Одоакра вели род и некоторые богемские фамилии. Воссев на римский престол он вёл войны с другими ругами, а также гетами и герулами, которых хронисты относили к славянам.

Надо отдельно оговориться, что даже после разгрома южно — балтийских славян в результате крестовых походов, в 1304 году в письме к рюгенским князьям папа Бенедикт IX обращается к ним как к «возлюбленным сынам, знаменитым мужам, князьям русских». Руги, рутены, руссы, русь — есть названия одного и того же РОДа, расселённого по всей Центральной и Восточной Европе и образовавших княжества или государственные образования, имевшие созвучные названия: Русь, Ругиланд, Рутения, Русция и так далее.

Можно подытожить, что версия происхождения руси от южно — балтийской ветви, вполне себе обоснована. Но вместе с тем, имеются также основания предположить то же самое, в связи с причерноморскими родами русов. Они известны летописцам примерно с того же времени, что и европейские, тоже образовывали государственные образования оставившие свой след в истории. И что немаловажно, возвращаясь к началу этой статьи, могут претендовать на некую первичность, с учётом сведений об асах, ванах, вандалах и даже троянцах — выходцах из степей Северного Причерноморья.

Рекомендую к прочтению по теме мою статью Время славян.

Согласно известнейшему списку А. Г. Кузьмина: «66. Вторая половина X века. Составленный в Южной Италии еврейский сборник Иосиппон (Иосиф бен Горион) помещает русов сразу на берегу Каспийского моря, и по «Великому морю» — «Океану» рядом с англами и саксами. Смешению, видимо, способствовало упоминание в прикаспийских областях, помимо русов, также и народа «саксин» в ряде источников». Что же можно написать о степной версии родины русов, какие сведения предлагает учесть К. Пензев, в своей книге «Хан Рюрик. Начальная история Руси»? Читайте продолжение в следующей статье...

Копирование текста, только с указанием имени автора и активной ссылкой на сайт — первоисточник: Великая Евразия.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх