Великая Евразия

29 подписчиков

Свежие комментарии

Свадебный бунт в Астрахани

Изучая российскую историю в её официальной версии, не трудно заметить, что самодержцы российские начиная с первого Романова, вожди интернационалисты, советское руководство, да и .... вообще, ни разу не дали повода обвинить их в чаяниях о вверенном народе. Но особенно в этом ряду, выделяется царь-реформатор Пётр I.
Продолжение, начало в статье "Тар(тар)ский бунт времён Петра I" 
Свадебный бунт в Астрахани
Слово за стрельцами
Была в России сила, которую никто не мог сбросить со счетов — это стрельцы. У нас в СМИ почему-то бытует мнение, будто этот род войск выродился, обветшал и сам собой развалился, передав эстафету полкам так называемого «нового строя». На самом деле, это совсем не так. По свидетельству специалистов и современников, в подавляющем большинстве своём, стрелецкие формирования превосходили по выучке и дисциплине муштрованных солдат европейского типа.
Это кстати, прекрасно было продемонстрировано засевшими в редутах московскими стрельцами из Ямбургского полка в Полтавской битве. Отличились стрельцы и под Нарвой, и в Прутском походе, однако была один существенный нюанс — они имели своё мнение, это была часть народа. Выделенная, профессионально обученная воевать, но не оторванная от общей массы населения, живущая той же жизнью, что и вся остальная Россия.
Понятно, что и проблемы у них были те же, и чаяния, и заблуждения, и конечно, убеждения.
Всё это и предопределяло активную роль стрелецких полков в политической жизни государства российского, когда в нём происходили перемены или слом старых порядков, традиций. В последующем, кстати, эту роль взяла на себя гвардия, возносившая и низвергавшая одного монарха за другим. Надо ли уточнять, что шкипер и бомбардир Питер, давал своими действиями стрельцам массу поводов для сомнений и недовольства?! И не только им одним, вся Расея гудела, как рассерженный улей….
Свадебный бунт в Астрахани
Сказал в Европу — значит, в Европу!
После мятежа в Москве, подавленного не достоверно установленными силами, вернувшийся из европ домой шкипер, начал деятельные преобразования. Его ставленники в городах и весях, опираясь на иностранных офицеров, коих расплодилось по всей стране немыслимое количество, старались повторять ужимки своего императора. В Астрахани продублировали Указ Петра о внешнем виде, согласно которому, все должны были выглядеть впредь по-европейски: «носить платье верхнее и исподнее (!) немецкое, зимой саксонское, а штаны французские», мужчины – еще и бриться..
Дабы заставить добрых православных носить этакую срамоту, на улицы выходили патрули. Проверяли одежду (интересно, исподнее тоже?) и могли попросту обрезать слишком длинное, а следовательно не европейского покрою платье (верхнюю одежду). Астраханский воевода по примеру царя, самолично резал бороды и брил усы, не взирая на чины и сословия. Жестоко, с кровью, но самое главное — неслыханный позор и оскорбление! Для мужского населения того времени, борода и усы были не просто символом добропорядочности, но несли в себе сакральный смысл.
Для понимания представьте себе, что сегодня начнут резать и брить бороды у мусульман… вот именно такой эффект производили подобные экзекуции и на астраханцев. Недовольство копилось и росло. Как всегда бывает в таких случаях (наше время не является исключением), за реальными сумасбродными указами, начали плодиться слухи о ещё более кощунственных указаниях. Якобы теперь, российским бабам запрещались браки с соотечественниками, сроком на семь лет! И вот-вот в город нахлынут счастливые соискатели…
Это в наше время у границ города и по обочинам дорог, могли выстроиться очереди встречающих своё счастье невест, а в те времена, выйти замуж за инородца, иноплеменника и (упаси Бог) иноверца было не просто позором — такие девки считались вымороченными из роду-племени, по сути вычеркнутыми из «списков живых», означая полное забвение в жизни и невозможность попадания в царство Божие (подробнее о представлениях крестьян того времени, я писал в статьях цикла «Вера наших предков») после смерти.
Пока дело касалось только мужиков, все худо-бедно терпели, но когда взвыли бабы, соответственно и мужикам спасу никакого не стало… назрела революционная ситуация.
Свадебный бунт в Астрахани
И грянул бунт
От страха заполучить инородца в мужья, за един только день, в Астрахани обвенчались более 100 (!) пар. Конечно, подлинной основой для бунта являлась непосильное экономическое бремя, взваленное царём-реформатором на российский народ. Налоги вводились буквально на всё, более того, пересматривались и увеличивались старые поборы, народ разорялся и выл… В конечном итоге, всё это закономерно привело к смуте.
Ночью восставшие взяли астраханский Кремль, вырезали воеводу и офицеров-иностранцев – всего триста человек. Тут же вернули старинные порядки: создали выборный орган – городской совет, сделали гласными суды. Снизили налоги, повысили жалование ремесленникам. Народ вздохнул полной грудью и безмятежно жил целых восемь месяцев, пока у самодержца не возник вопрос о недоимках с Астрахани. Собственно говоря, ему было глубоко плевать, как и чем живёт его страна (а может и не его, если принять во внимание конспиративные теории) — платили бы подати на его затеи.
Но когда образовывались долги, да не хватало денег на очередную авантюру, свежеиспечённый император был предельно строг. Оторвавшись от ведения Северной войны с теми, чьи ценности он так рьяно навязывал народу, Питер послал в Астрахань карательный корпус. Иностранные наёмники справились: бунтовщиков зачистили, почти четыре сотни зачинщиков два года пытали, потом казнили на Красной площади, а трупы их, в назидание другим вывешивали на виселицах вдоль дороги к Москве.
Свадебный бунт в Астрахани
Послесловие
Разговор власти с народом в те времена, был предельно короток и это было прямым следствием введения европейских порядков, ибо раннее, при Рюриковичах — созывались Земские соборы, через которые представители различных сословий несли свои нужды правителям. Но Романовы, начиная с самых первых пор прививали западноевропейскую систему, в которой не было места народу, ему отводилась роль скота. И к царствию Петра многие процессы, начатые его предками, вошли в свою завершающую стадию, в том числе и отдаление власти от своего народа.
С тех пор народ российский жил сам по себе, а власть, чиновники и высший свет жили сами по себе. Они имели противоположные представления, по большому счёту разные религии, языки и практически не пересекались между собой. Интересно, что Екатерина Великая пыталась понять народ российский, у историков есть даже особое выражение для её исканий — «хождение в народ», но это будет совсем другая история.
Наше же повествование о бунтах против новых порядков царя Петра, называемого некоторыми исследователями Окаянным завершилось, как и ожидалось на трагической ноте. Но это не конец, я продолжу рассказывать вам, уважаемые читатели, о некоторых фактах и итогах его правления в следующих публикациях.
Продолжение следует…
Оригинал и полный текст статьи на сайте Великая Евразия.
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх